Слон

Слон«Слон ужасно большой, очень безобразный и удивительно умный.
Из всех домашних и диких животных он самое крупное, самое сильное, самое кроткое и очень легко обучаемое неразумное животное».
Так пишет Мишкольчи во введении к главе, повествующей о слонах. Но мы должны признать, что описание это довольно удачно. Можно поспорить лишь с утверждением, что слон безобразен. Зоологи, например, находят его решительно красивым, с чем, впрочем, могут не согласиться посетители зоопарков. Но последуем, однако, за Мишкольчи, который главу о слонах разделил на несколько частей.

  1. О названии. В библии слона называют бегемотом, хотя правильнее было бы «богема», что на древнееврейском языке означает «большое животное». Общеизвестное слово «бегемот» является фор-мой множественного числа итого древнееврейского существительного. Мишкольчи пишет, что в старину во множественном числе называли больших животных, так как они итого заслуживают: «… потому что по силе он может сравняться с многими животными, взятыми вместе.»

  2. О хвосте. В Библии говорится и о хвосте слона (бегемота).
    Хвост слона сравнивается с «большим кедровым деревом». Это Мишкольчи считает сильным преувеличением, так как хвост слона довольно маленький для такого огромного животного и совсем не похож на кедровое дерево. Мишкольчи: «пользы от него слону никакой, разве что без хвоста мухи больше докучали бы». То есть слон пользуется хвостом, как мухобойкой.

  3. О том, сколько слон может выпить. В Библии написано, что слон «может осушить Иордан». Это Мишкольчи считает аллегорией означающей лишь то, что слон может довольно много выпить за один раз. Из этого, однако, следует, что в древности считали, что слоны очень много пьют. Аристотель писал, что слон выпивает 14 ведер воды в день.

  4. О зубах. Мишкольчи отмечает, что Юлий Скалигер видел зуб слона (очевидно, в виду имеется слоновый бивень), длина которого была больше роста взрослого человека. Здесь Мишкольчи ставит точку и больше ничего не говорит о величине слоновых бивней. Вокруг слоновых бивней возникло множество сказок и легенд. Одну из них пересказывает Мишкольчи.

Согласно этой легенде, «если слонов преследуют охотники, слоны выламывают зубы и бросают их, так как понимают, что охотникам нужны только их драгоценные зубы.» Охотники же, увидев, что у слонов нет бивней, отпускают их с миром.

В старину верили также, что все кости слона — «слоновая кость».
На самом же деле, для резьбы по кости пригодны только бивни — два верхних резца.
Посмотрим, что пишет Мишкольчи дальше: «Слоны очень жалостливы и сочувственно относятся не только к большим и малым животным, но и к попавшему в беду человеку».
В этом есть доля правды. Слоны, действительно, довольно миролюбивые животные и обычно не нападают на человека. Но бывает, что «жалостливость» слонов проявляется довольно любопытным образом.

На Дальнем Востоке по крайней мере, так говорится в легендах, слонов иногда использовали для приведения в исполнение смертных приговоров. Осужденного на смерть распинали на земле и затем выпускали слона палача, который ногой раздавливал голову несчастного. Мишкольчи упоминает мавританского царя Бокха, который приказал привязать к столбам тридцать человек и для совершения казни выбрал тридцать слонов, но «слоны не слушались приказов, понуждавших их к этому, и не хотели выполнять жестокую волю царя».

«Слоны никогда не предаются чревоугодию. Даже когда пищи вдоволь, они предпочитают голодать, чтобы всегда быть готовыми к быстрому бегу или к схватке с противником. Отличный пример ума и воздержания!» Похоже, что слонов считали достойными уважения животными.
«У них нет никакой склонности к блуду. Даже во время течки они не распутничают.» Далее Мишкольчи пишет, что когда приходит брачная пора, «много слонов не увидишь; они удаляются парами в укромные места и не возвращаются в стадо до тех пор, пока хорошенько не выкупаются и не отмоются.»
Считалось, что за всю жизнь слониха приносит одного-единственного слоненка. В это Мишкольчи отказывается верить, рассуждая следующим образом. Если бы это было так, то за одно поколение численность слонов сократилась бы вдвое и так продолжалось бы и в следующих поколениях, и очень скоро слоны вообще исчезли бы с лица земли.

Слониха в течение жизни рожает шесть-семь раз. У азиатского слона беременность длится 23 месяца и новорожденный слоненок весит около ста килограммов. Сосет молоко он ртом, а не хоботом, как думали раньше. Два соска слонихи расположены на груди, между передними ногами. Слониха может двигать сосками с помощью грудной мышцы. Если слоненок не дотягивается до соска, то мать движениями грудной мышцы помогает ему. Вот такой механизм развился в ходе эволюции.

«Слониха никогда не оставляет слоненка, и он постоянно находится при ней. Она скорее расстанется с жизнью, чем потеряет детеныша.» Из этих строчек видно, сколь ревностно мама-слониха оберегает малыша.
«С большим уважением относится к своим мертвым товарищам: никогда не пройдут равнодушно мимо покойного, но всегда приносят или землю, или ветки. Так отдают дань уважения умершему.» Это конечно похоже на сказку. Однако охотники на слонов рассказывают, что когда удается подстрелить одного из них, остальные устраивают нечто вроде прощального ритуала: вся группа проходит мимо убитого, и самцы при этом громко трубят.

«Трогательно заботятся о престарелых, выбившихся из сил и раненых.» Это на самом деле так. Одним из лучших знатоков слонов (африканских слонов) был препаратор Американского естественного музея Акели. Из чучел слонов он составил известную композицию, носящую название «Синеный товарищ», на которой мы видим группу слонов, поддерживающих ослабевшего от раны слона. Мишкольчи также отмечает, что, почуяв опасность, слоны быстро собираются в плотную группу, загоняют молодняк в середину и отбиваются от нападающих хищников.

«У слонов можно встретить некоторое чувство порядочности и стыдливости.» Сейчас последует очаровательная сказка. Мишкольчи рассказывает, что и среди слонов встречаются глупые, у которых ну ничего не получается. Такому бестолковому слону и жизнь не в радость. Ему все время попадает от остальных за то, что он такой нескладный да никудышный. Все это он очень близко принимает к сердцу, сильно переживает — ему стыдно. Он даже спать спокойно не может. И вот ночью, когда все видят заслуженные сны, бедняжка уходит на какую-нибудь поляну и при свете луны упражняется в работе до тех пор, пока не убедится, что кое-чего достиг. Здесь Мишкольчи резонно замечает, что и среди людей есть тупицы, которые «долбят» науку по ночам.

«Слоны сами плавать не умеют, но очень любят корабли.» Это глубокое заблуждение. Слоны отлично плавают. Вот что пишет Брем: «Если на их пути встречается река или озеро, слоны, не раздумывая, входят в воду. Сначала идут по дну. Когда глина увеличивается и тело скрывается под водой, они поднимают кверху хобот и через него дышат. Если же глубина продолжает возрастать, поднимаются к поверхности и начинают плыть. Плавают они лучше, красивее и легче, чем любое другое сухопутное млекопитающее. Однажды 79слонов переплыли Ганг в нижнем его течении. Это были прирученные слоны, и ими управляли опытные погонщики. Вода в Ганге прибывала, и противоположного берега не было видно.

Слоны, не касаясь ногами дна, плыли целых шесть часов. Немного отдохнули на песчаной отмели, затем снова спустились в воду и плыли еще три часа. Ни один слон не отстал от остальных. Кстати, умение плавать у слонов врожденное, и каждый из них должен научиться этому. «Учителем плавания» всегда является мать. При преодолении водной пре
грады мать учит слоненка плавать, помогает ему, поддерживая хоботом. После того, как слоненок научится плавать самостоятельно, мать о нем уже не заботится. Иногда молодые животные взбираются на спину родителей и так переправляются на противоположный берег.
Что касается большой любви слонов к кораблям, то это тоже неверно. Напротив, они боятся кораблей и всегда стоит большого труда заставить слона взойти на корабль.

«Говорят, что у слонов нет желчи или, если и есть, то очень мало». Другими словами, слоны миролюбивые животные. «В старину, во время боя, слонам показывали красный виноград или что-нибудь красное, стараясь таким образом пробудить в них воинственность.»
Эдесь мы уже подходим к рассказу о знаменитых боевых слонах.

Боевые слоны

Мишкольчи ссылается на Осория, согласно которому слоны во время сражения не только несли на спине деревянные башни с воинами, по и сами принимали участие в военных действиях. К их бивням прикрепляли мечи, и они «сеяли ужас» в рядах противника.

Отмечается также, что слоны не очень-то любили воевать и воинственный ныл у них быстро угасал. Когда же их ранили, они не могли переносить боли, стаскивали со спины погонщиков и растаптывали их. Даже бросались на свои же ряды и ломали боевой порядок.
В это можно поверить. Какая же это была подлость принуждать миролюбивых, кротких животных к убийству людей!
Историки утверждают, что впервые боевых слонов начал использовать персидский царь Дарий. Индийцы использовали слонов в войне против Александра Македонского. Однако эти древние «танки» не решили исхода битвы в пользу индийцев. Македонский победил и даже захватил нескольких боевых слонов. С тех пор этих добродушных толстокожих довольно часто выпускали на поле боя.
Участниками сражений в древних войнах были, главным образом, африканские слоны, которых широко использовали в военных целях карфагеняне. В 250 году до нашей эры у города Панорм (ныне Палермо, Сицилия) римские легионеры встретились с войском карфагенского полководца Гасдрубала. Римляне не испугались слонов, а забросали их горящими факелами. Обезумевшие от ужаса животные бросились на ряды карфагенской пехоты и смели ее. Гасдрубал приказал казнить «изменников», и их казнили, пробив головы заостренными железными стержнями. Кстати, Гасдрубал был разбит в этом сражении.

Самая известная в древней истории военная операция с участием слонов была проведена в 218 году до нашей эры, когда талантливы карфагенский полководец Ганнибал совершил свой знаменитый переход через Пиренеи и Альпы. В этом походе у Ганнибала было 50 боевых слонов. Горы были покрыты снегом, и африканские воины, не привыкшие к холоду, очень плохо переносили тягости похода. Слоны, разумеется, тоже не были альпинистами.

К тому времени, когда Ганнибал спустился в долину реки Но, численный состав его армии сократился вдвое, а из 50 боевых слонов осталось только 8. В Италии Ганнибал одержал целый ряд побед, но слоны не играли большой роли в сражениях. В конце концов в живых остался только один слон, который через 15 лет после начала похода вернулся в Карфаген.
Удивительно то, что карфагеняне приручали африканских слонов. Только в самом городе Карфагене содержали около 300 прирученных слонов.

По своему праву африканские слоны сильно отличаются от индийских и очень плохо поддаются дрессировке. И в зоопарках африканские слоны большей частью остаются не прирученными. Это обстоятельство дало историкам основание для предположения, что карфагеняне импортировали слонов из Индии. Позднее, однако, выяснилось, что это не так. В походах Ганнибала участвовали африканские слоны, которых отлавливали недалеко от Карфагена. Оказывается, что в то время климат был более влажным, и слоны обитали также севернее Сахары, а на территории Карфагена росли леса.

В первые десятилетия двадцатого века проводились, многочисленные эксперименты по приручению африканских слонов.
В бывших бельгийских колониях были созданы опытные станции для одомашнивания слонов. Речь шла, конечно, не о подготовке боевых слонов. Прирученных животных намеревались использовать на лесоразработках. Из Индии привезли опытных дрессировщиков и погонщиков. Оказалось, что африканских слонов тоже можно приручить. Так, что карфагеняне не были волшебниками в этом отношении.
Однако этот, хоть и удачный, эксперимент стоил жизни нескольким погонщикам. Уже прирученными африканскими слонами труднее управлять и по сравнению с индийскими слонами, они чаще дичают. Нередки были случаи, когда одичавший самец убивал ухаживавшего за ним. человека. Несомненно, что и во времена Ганнибала случалось такое, но в рабовладельческом обществе человеческая жизнь мало чего стоила, почему история и не сохранила подобные случаи.

Известна еще одна легенда о боевых слонах.
Дьердь Рафф пишет: «Слон может легко нести 30—40 человек в небольшом домике на спине. В старину на спинах боевых устанавливали даже большие башни, в которых могли разместиться 40 вооруженных воинов». Это не совсем верно. Слон может поднимать большие тяжести, но лишь до тех пор, пока они не превышают собственного веса животного.
Большой слон весит 4—5 тонн. Ну а какова же его «мощность»?
Знаменитый цирковой слон по кличке «Бабу» мог тащить за собой груз весом 4375 кг. Лошадь может стронуть с места груженую телегу весом 800 кг. Слон может переносить на спине груз весом не более 800 кг. И это понятно. Ведь чем больше сухопутное животное, тем меньше относительная сила.

Сколько живут слоны?

«Слоны очень долго живут. В среднем около 200 лет, но некоторые живут триста лет и больше». В подтверждение долголетия слонов Мишкольчи приводит одну историю. Александр Македонский воевал с индийским царем Порой. У Пора был очень большой боевой слон, который мужественно сражался с врагами. Это удивительно сильное и красивое животное попало в плен. Слон очень понравился Македонскому, и он повелел вырезать на одном из его бивней следующую надпись: «Александр сын всемогущего бога Юпитера, посвящает этого чудного Аякса (так звали одного из героев Троянской войны) солнцу». Затем великий полководец отпустил слона на свободу.
Через 450 лет поймали слона, на бивне которого были обнаружены старинные письмена. Это был Аякс. Однако эта история опять же сказка. По крайней мере та ее часть, в которой говорится о 450 годах.

В Венгрии тоже был знаменитый слон. Индийский слон Сиам. Чаба Андъ пишет: «Ходили слухи, что этого слона привез в Европу Наполеон из своего египетского похода. В Египет слон попал из Индии. В то время ему было 5 — 6 лет. Когда Наполеон женился на дочери императора Франца Иосифа, он подарил Сиама тестю. Так слон оказался в императорском замке Шенбрунн. Потом Франц Иосиф подарил слона будапештскому зоопарку. Сиам умер в 1945 году в возрасте 150 лет. Но вся эта история не совсем соответствует действительности. На самом деле слона подарил императору сиамский король, a в 1900 году Франц Иосиф передал его в будапештский зоопарк.

По сохранившимся записям, Сиам родился в I860 году. В Шобрунне слон убил одного приставленного к нему человека, в зоопарке — другого. Но не по злой воле, как считали в то время, а из-за кариозного процесса в бивнях. Другими словами, слон страдал от зубной боли. Кроме того, Сиама в течение многих лет мучил цистит, он часто пребывал в плохом расположении духа.

СлоныЭто был умный, много повидавший на своем веку слон. В голодные годы после первой мировой войны он очень быстро понял назначение денег. За деньги полученные от посетителей зоопарка, он «покупал» у служители хлеб и свеклу. Никто его этому по учил. До всего он додумался сам.
Выпрашивая деньги, он кланялся и громко трубил. Не могу не повторить, что Сиам был замечательным слоном. Погиб он во время второй мировой от внутреннего кровоизлияния, в возрасте 85 лет.
К этому добавим, что Чаба Андь был директором зоопарка и очень любил животных. Он даже находит оправдание тому, что слон убил человека. У слона болели зубы.
Впрочем, Сиам не раз доказывал свои умственные способности. Один только пример. Когда ему давали крупные корнеплоды, он сначала раздавливал их ногой и потом хоботом аккуратно, кусочек за кусочком,отправлял в рот.

Снова о долголетии слонов. Янош Фёльди пишет, что слоны живут более двухсот лет. Это неверно. Слоны живут примерно столько, сколько люди. 80—90-летний слон считается очень старым.
«Достойны упоминания и естественные враги слонов. Их немало, но наиболее известные из них…» Теперь нам ничего не остается, как заняться врагами слонов.
«Слоны не переносят ржания (хрюканья, визга?) свиней». В качестве примера приводится случай с мегарцами, против которых — Антипатр (военачальник Александра Македонского) выпустил боевых слонов. Однако мегарцы не испугались слонов, противопоставили им стадо свиней, которых принялись нещадно избивать, отчего свиньи подняли оглушительный визг, и слоны в страхе обратились в бегство. Что мы можем на это сказать? Возможно, так и было. 3аходящаяся в визге свинья вполне может напугать слона.

«Между слонами и драконами идет извечная, жестокая борьба.» Это утверждение мы тоже не можем обойти молчанием по той причине, что в 1500—1700 годах война между драконами и слонами упоминается чуть ли не во всех трудах по естествознанию. Пространно пишет об этом и Геснер.
Но посмотрим, что говорит на этот счет Мишкольчи. «Хотя слоны и больше, и сильнее драконов, драконы нередко побеждают их хитростью. Они выслеживают слоновьи тропы и устраивают на них засады; иногда забираются на высокие деревья, так как хорошо знают, листвой каких деревьев питаются слоны.

Когда слоны идут цепочкой по узкой тропе, идущих впереди злодеи пропускают, а на последнего нападают и, по своему обыкновению, расправляются с ним… На ноги пойманного слона набрасывают аркан, и спутанная жертва медленно бредет перед своими мучителями, которые пьют ее кровь».
Далее выясняется, что у драконов очень горячил кровь и их одолевает нестерпимая жажда. У слонов же кровь прохладная и для драконов слоновья кровь излюбленный прохладительный напиток — что-то вроде лимонада.
«Поймав таким коварным способом слона, они прокусывают ему уши и волю пьют прохладную, освежающую кровь. Обескровленный слон падает на землю и умирает. Но драконы к этому времени уже отцепляются от жертвы, иначе упавший на них слон раздавил бы их.»

Какое, животное могло послужить моделью для сказочного дракона? Возможно, дракон объединяет в себе гигантскую змею и крокодила. Склонность же к кровопийству они могли получить от третьего, совсем не драконовских размеров, животного. На родине индийских слонов, преимущественно на островах Цейлон и Суматра, обитают очень неприятные кровососущие—пиявки (разновидность кольчатых червей), которые отравляют жизнь животным и людям.
Живут они во влажных девственных лесах. Найти их можно, главным образом, на деревьях вблизи лесных троп, по которым передвигаются животные и люди. Они висят на листьях деревьев и ждут, когда под ними пройдет какое-нибудь животное или человек, отцепляются от листа и падают на жертву. Точно так же, как драконы в сказке. Натуралисты, работавшие в таких лесах, рассказывают, что эти омерзительные твари, величиной с обыкновенную пиявку, заползают под одежду, где их и находят уже разбухшими от крови. В специальной литературе не отмечается, чтобы слоны особенно страдали от пиявок. Возможно, что слонов защищает от них толстая кожа.
Кроме того, известно, что слоны время от времени посыпают тело пылью, как бы пудрятся. Весьма вероятно, что это один из способов защиты от паразитов.

Чего боится слон?

«Увидев барана, слон в страхе спасается бегством». Возможно, что когда-то где-то слон и испугался барана, но нам кажется маловероятным, чтобы слоны уж очень смущались при виде барана…
«Слон ненавидит мышей, боится их настолько, что не осмеливается прикоснуться к ним.» В это можно в какой-то степени поверить.
Однако вероятнее, что слоны больше боятся крыс, а не мышей, на что есть свои причины. Однажды известный торговец животными, Карл Хагенбек, лишился почти всех своих индийских слонов. Оказалось, что у спящих слонов крысы прогрызли ступни. В раны попала инфекция, и животных пришлось пристрелить.

«Ужасно боятся огня и любого красного цвета; даже к красному виноградному суслу испытывают отвращение.» Дикие слоны, конечно, боятся огня, лесных пожаров, как, впрочем, и все животные.
Страх же перед красным цветом или, тем более, свирепость при виде куска красной ткани — в основном сказка. Быки в испанской корриде свирепеют не от красного цвета, а оттого, что у них перед носом размахивают тряпкой, не говоря уже о прочем.
В старину натуралисты не упускали случая упомянуть, насколько слоны кротки и миролюбивы.
Что если его незаслуженно обижают, слон становится мстительным. Если нужно, он будет годами ждать случая, чтобы отомстить, И случай выпадет, он забодает бивнями, затопчет обидчика. Дьердь Рафф отмечает случай, когда слон таким образом расправился со своим жестоким погонщиком. Но приведем тут же и другую историю, из которой видно, что слон может быть и благодарным: «Один солдат ежедневно приносил слону кусок хлеба и немного водки. Когда однажды солдат напился пьяным и его хотели отвести в карцер, слон заступился за своего благодетеля.»

Фельди пишет: «Сколь кроток и послушен слои, если его не обижают и не дразнят, столь же диким и буйным становится он, когда с ним плохо обращаются и не дают ему того, что дать пообещали,
Если вы ему что-то показали или пообещали, особенно вино или водку — что он очень любит — а потом не дали или забыли об обещании, не подходите больше к нему, если вам жизнь дорога.»
Похоже на россказни. Но это не так. Сиам, о котором мы уже рассказывали, очень хорошо умел попрошайничать и благодарить за подачки. За кусок хлеба приседал на правую ногу, за хорошую свеклу ложился ничком. Получал он и монетки в десять филлеров. Случалось, что кто-нибудь в шутку давал ему пуговицу. Он сразу же замечал подвох, уходил в загон, набирал в хобот пыли, бегом возвращался к железной ограде и выдувал пыль на голову шутника. Бывало, что дело пылью не кончалось и в шутника летел увесистый кусок навоза. Кто видел разъяренного Сиама, тот согласится, что слоны не понимают юмора. Особенно, если это юмор за их счет…

Однако посмотрим, что пишет Фельди дальше: «В определенное время через каждые два года у слонов выпадают зубы и на их место постепенно вырастают новые. Бывают зубы длиной в два аршина толщиной в две человеческих руки. Растут зубы из нижней челюсти,
Они очень белые и настолько твердые, что из них можно вырезать бильярдные шары и другие красивые предметы».

Здесь Фельди порядком напутал. Ясно, что пишет он о слоновых бивнях. Но они сохраняются в течение всей жизни слона. Если и случается, что они выпадают в весьма преклонном возрасте, то новые уже не вырастают. Бивни слона это не что иное, как огромные резцы, и растут они постоянно.
Как и у резцов грызунов, у бивней слона нет корней, и износ конца зуба компенсируется постоянным ростом (как, например, у бобра). Бивень является частью верхнего ряда зубов. Однако Фельди не очень ошибался, когда говорил, что зубы у слона периодически выпадают и вместо них вырастают новый)
Но с одной оговоркой. Это касается только коренных зубов. В верхней и нижней челюстях имеется по два коренных зуба. Так что слон пережевывает пищу четырьмя зубами. Когда такой коренной зуб почти полностью стирается, под ним постепенно прорезается новый, который выходит наружу и со временем выталкивает из лунки износившийся, старый зуб. Старый зуб (вернее, то, что осталось от него выпадает, а новый начинает выполнять свою функцию. Через б—10 лет и этот зуб износится, и на смену ему вырастет новый.

Хобот слона очень хорошо приспособлен к хватанию. У индийского слона на конце хобота имеется отросток, так называемый захватный палец, которым слои очень ловко пользуется.
У африканского слона на конце хобота два таких отростка. У вымершего мамонта на хоботе был один захватный палец, но в паре с небольшим лопаткообразным хватательным органом. Захватный палец слона гибкий мускулистый орган, которым он берет пищу и с помощью хобота отправляет ее в рот.
Дьердь Рафф пишет о хоботе: «Когда слон лежит на земле и спит, в хобот к нему имеют обыкновение залезать мыши, чем причиняют сильную боль. Поэтому, когда слон ложится спать, он сильно прижимает к земле кончик хобота — чтобы мыши не могли забраться». Милое заблуждение. Впрочем, как и следующее: «Тигры, леопарды, львы иногда нападают на слона. Они прыгают на него, когда он спит, и сосут кровь, пока не околеет. Или же сдавливают хобот, пока не задохнется.»

Не менее интересную байку можно прочитать и книге Райхенбаха: «Если слон приставит кончик хобота к доске и к и другому предмету и начнет втягивать воздух, доска настолько сильно прилипает к хоботу, что он может поднять ее вверх». Это, конечно неверно. Слон не может создавать вакуум и его хобот не шланг пылесоса. Зато верно, что слон очень умело пользуется хоботом как душем: набирает в него воду и окатывает себя. Когда же хочет пить, опять же хоботом всасывает воду и впрыскивает в рот. Не будь у слона хобота, он просто не смог бы напиться из мелкого ручья.
Но неправда, что слон хоботом вырывает из земли огромные деревья, что он будто бы обхватывает хоботом дерево и выдергивает его. На самом же деле, слон очень дорожит своим хоботом и бережет его.

Деревья он валит своими мощными ногами. Да, к сожалению, слоны действительно ломают деревья. Они очень любят мягкую сердцевину баобаба. Это дерево не очень крепкое, и там, где много слонов, они полностью уничтожают это красивое и ценное дерево. Губят они и другие виды деревьев.
В старину верили, что «если слон однажды ляжет, то больше уже им встанет.» Об этом писали также Элий и Скадигер. На протяжении столетий это заблуждение поддерживали и натуралисты. Глядя на многотонного гиганта, мы тоже могли бы в это поверить. В действительности же слон может очень быстро лечь и снова встать на ноги.

Считалось, что поскольку слоны не могут подниматься из лежачего положения, то они должны спать стоя. Чтобы не упасть во сне, слон спит прислонившись к дереву. И этим обстоятельством будто бы пользовались хитрые индийцы: «Они выслеживали, к какому дереву слон обычно приходит спать и затем это дерево аккуратно подпиливали. Ночью слон приходит к своему дереву и устраивается на ночь. Когда слон засыпает, дерево с треском ломается, слон падает на землю и становится легкой добычей охотников.»

На самом же деле на слонов в Индии охотятся иначе. Загонщики окружают стадо слонов а гонят в специальное огороженное место (хеддан). Потом в загон на прирученных слонах въезжают дрессировщики, которые связывают диких слонов и, пользуясь специальными приемами, довольно скоро приручают их. Слоны очень хорошо поддаются дрессировке и через несколько месяцев полностью овладевают необходимыми рабочими навыками.
Трудно, однако, понять, почему они так легко привыкают к неволе. Одомашненные слоны никогда не бунтуют и не стремятся вновь обрести утерянную свободу. Даже оказавшись среди диких слонов, они не становятся на их сторону, но послушно выполняют все приказания погонщиков, способствуя тем самым обращению в рабство своих диких сородичей.

Самая известная и, пожалуй, самая живучая легенда — это легенда о «кладбище слонов». Согласно этой легенде, слон, почувствовав приближение конца, уходит па слоновое кладбище — куда-то непроходимые болота — и там умирает. Было бы большой удаче найти умершего слона или его скелет, вместе с бивнями. Осталось бы только отделить от черепа два огромных бивня и с найденным сокровищем… Но все дело в том, что еще никто не нашел слонового кладбища. Это кажется тем более странным, что в Сибири в больших количествах находят бивни мамонтов и не только в Сибири, но и в Венгрии.

Разгадка будто бы кроется в том, что «пришедшие умирать слоны тонут в болоте и поэтому их останки, скелеты, бивни никогда не увидеть человеку». Один американский бизнесмен решил во что бы то ни стало найти кладбище слонов. Однако экспедиция закончилась неудачей.

Как же обстоит дело в действительности? На этот вопрос нелегко ответить. Прежде всего потому, что легенда о слоновом кладбище не так уж и наивна. Очень старые, ослабевшие или больные млекопитающие, многие птицы уходят от остальных животных в уединенные, недоступные для человека места, где в большинстве случаев и погибают. Их трупы очень быстро уничтожаются гиенами, грифами и другими стервятниками. Однако мощные, твердые бивни слона, представляющие, кстати, ценность только для человека, не могут так быстро и бесследно исчезнуть. Разгадку, может быть, следует искать в том, что если кто-то и находит слоновый бивень, то особенно об этом не распространяется.

«Опровергая легенду, мы должны быть очень осторожными. Ведь даже, смешная легенда может обернуться действительностью. Возьмем хотя бы сказку из «Тысячи и одной ночи», в которой говорится, что индийский носорог ненавидит слона и «когда бы с ним ни встретился, всегда нападает на него, стараясь проткнуть рогом, растерзать клыками». Долгое время полагали, что поводом для возникновения такой сказки могло послужить то обстоятельство, что в Древнем Риме для развлечения публики в цирках устраивали бои между этими гигантскими животными. Это, однако, не говорит о ненависти носорога к слону.

В неволе, а тем более на арене цирка, где животные не могут разойтись с миром, они просто вынуждены нападать друг и друга. Тем не менее наблюдения директора Дрезденского зоопарка задокументированные фотоснимками, подтвердили верность тысячелетней легенды. Индийский носорог, действительно, нападал на забредших в его владения слонов. В данном случае это были прирученные слоны.

И наконец, вспомним легенду о белом слоне. В Таиланде в большом почете белые слоны или, по крайней мере, слоны с белыми пятнами. По легенде белые слоны царствуют над всеми остальными слонами и над всеми земными созданиями. Одно время даже короля величали белым слоном. В течение тысячелетий люди искали белого слона, но насколько нам известно, эти поиски всегда были безрезультатными.

В начале девятнадцатого века нашли одного очень красивого слона светлой масти. Тело его было рыжеватого цвета с белыми пятнами на спине. Слона поместили в королевский дворец, привязали за заднюю ногу к колонне, и на почетной табличке написали золотыми буквами: «Это очень красивый слон. Шерсть, копыта и глаза у него белые. Форма его безупречна. Все признаки говорят о благородном происхождении. Кожа его подобна цветку лотоса. Очень редкий, как редчайший алмаз».

Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *